Позднее Ctrl + ↑

Люблю шутить, что я типа в данный момент вегетарианец

За обедом съел стейк, вечером, возможно, съем стейк, а вот прямо сейчас — вегетарианец. Смех в том, что какой же я вегетарианец, если ем мясо? Но ведь с формальной точки зрения — все корректно. Многие мои знакомые вегетарианцы когда-то ели мясо, а некоторые из них не исключают, что когда-нибудь опять будут есть.

 8   4 мес  

Почему одинаковые задачи занимают разное время

Возьмем две очень похожие задачи — одну я сделал какое-то время назад, а вторую мне предстоит сделать сейчас. Я хочу её оценить и логично обращаюсь к опыту решения первой задачи — сколько потратил времени, сил, какие были подводные камни. Получаю какую-то оценку, приступаю ко второй задаче и с удивлением не попадаю в эту оценку. Делаю или быстрее, или медленнее.

Как так?

Кажется, что у этих «одинаковых» задач есть какие-то особенности, влияние которых на время и силы для меня неочевидно. Например, в одной задаче недостает каких-то данных, получить которые я могу в некой немецкоязычной системе. Вроде все просто: пошел, гуглотранслейтнул, получил данные, как-то провалидировал — двадцать минут на все. Но поскольку работа с немецким — необычная для моего мозга, для нее будут создаваться новые нейронные связи, что энергозатратно. Мой мозг будет пытаться избежать этого, сваливаясь в прокрастинацию и переключаясь на что-то привычное. В этом месте уходят время и силы.

Почему эти особенности обычно игнорируются?

Я думаю, из-за сфокусированности на результате, к которому должна привести реализация задачи, а не на ресурсах, которые потребуются. Но для планирования ценность самой задачи, а также профиты от нее — вообще не важны, имеет значение лишь доступность необходимых ресурсов. Сфокусированность на результате благоприятствует игнорированию неявных особенностей задачи, которые влияют на время и силы.

Что можно сделать?

Учитывать в планировании, что любое необычное действие, каким бы простым оно не казалось, сталкивается с сопротивлением мозга и требует больше сил.

Можно делать табличку из двух столбцов: активы и дефициты, в которые записывать все, что у нас есть для реализации задачи и все, что может ей помешать. Чем детальней список — тем яснее картина для оценки.

 Нет комментариев    6   5 мес  

Важнейшие решения можно принимать, подбрасывая монетку

Решения нужно принимать — в этом, кажется, ни у кого сомнений нет. Все, что с нами происходит в жизни — это результат принятых решений. Но вот влияет ли количество потраченного в размышлениях времени на вероятность принять правильное решение?

Кажется, время снижает эту вероятность.

Чтобы принять правильное решение, нужно всего лишь сравнить варианты по ключевым показателям. А если показатели у вариантов слишком разные и не сравниваются, то нужно просто оценить их в баллах и выбрать вариант с более высокой средней оценкой. Это не требует много времени.

А вот с длительным обдумыванием есть проблема — можно привыкнуть к неприятному варианту, уговорить себя, что он нормальный. Даже недопустимый вариант спустя время может показаться не таким уж и недопустимым, несмотря на то, что новых вводных не появилось и ситуация не поменялась.

Бывает, конечно, что варианты совсем мутные и простым сравнением выбрать нельзя. Тогда можно придумать, как экспериментом проверить удачность одного из них.

Что делать, если оба варианта хороши, а выбрать надо один?

Я бросаю монетку. Но не для того, чтобы переложить ответственность на рандом, а чтобы понять, чего я действительно хочу. В момент, когда монетка говорит мне, какой вариант выбрать, я чекаю свою эмоцию, а это всегда или радость или сожаление.

 Нет комментариев    6   5 мес  

Ты

Вокруг нас полно рекламных и интерфейсных коммуникаций с обращением на «ты». Бренды активно тыкают с экрана взрослым незнакомым людям. Почему так делают даже те, чья основная аудитория — не дети?

В жизни мы общаемся на «ты» с людьми из близкого круга — с друзьями и знакомыми. Компании, копируя такую коммуникацию, очевидно, пытаются попасть в этот круг, чтобы установить более тесную связь с аудиторией. Возможно, они также считают, что этот прием делает их дружелюбнее.

Такая стратегия проигрышная.

Вокруг нас столько шума, что простым сообщением, призывом или обещанием, каким бы цепким оно ни было, сложно попасть в сердце пользователя. Необходимо, чтобы у него сперва случился успешный опыт взаимодействия с продуктом. Обращение на «ты» не добавляет ценности и не делает бренд ближе.

Обращение на «ты» точно нарушает личные границы, что может привести к раздражению и намеренному игнору. Это просто небезопасно.

Я не использую обращение на «ты» и тебе не советую.

 Нет комментариев    8   5 мес  

Не принимать решений

В посте про счастливый рабочий день я написал, что планирование мне помогает в борьбе с тревожностью. Планирование — это такая штука, с помощью которой обычно осуществляют задуманное. Еще планирование помогает заранее понять бюджет собственных сил и времени, а также просто освободить голову.

Я использую два инструмента: Things (такая тудушка) и эпловский календарь. В тудушке у меня карта задач по проектам с дедлайнами и примерным расписанием. В календаре — встречи, дела и ближайшие задачи.

Так вот. Раньше я добавлял в календарь все подряд, но добавление не означало, что задача обязательно будет выполнена. Каждый раз, когда я смотрел на список, я принимал решение, делать или не делать очередную задачу. И вот для того, чтобы задачи делались, я решил перестать принимать это решение. Когда подходит время какой-то задачи, я просто беру и делаю запланированное, даже если сейчас есть что-то более срочное или важное.

Поинт в том, что я уже принял осознанное решение в прошлом и нет никакой причины не доверять ему. Если я хочу отменить или перенести задачу, я стараюсь сделать это заранее — осознанно и без сиюминутных давящих факторов.

«Не принимать решений» — принцип, помогающий делать запланированное.

 Нет комментариев    5   5 мес  

Хейтеры на проекте

Что делать, когда результат твоей работы публично (хоть и во внутренних чатах) критикуют коллеги? Для начала — расслабиться, любая критика в тысячу раз полезней похвалы. Критика — это новая информация, новый контекст, а похвала — просто дешёвый дофамин. Критика от коллег еще и удобна, можно уточнить детали и попросить помощи.

Но есть люди, которые критикуют все подряд на постоянной основе — что-то заслужено, а что-то просто так. Это, конечно, не очень прикольно, но почему это происходит?

Критика — защитная реакция мозга, fight response на внешнюю опасность: угрозу для компании из-за плохого продукта или угрозу для себя в конкуренции с коллегами. Когда в компании не очень хорошая психологическая обстановка, люди реагируют на новое двумя способами — критикой (fight response) или игнором (flight response). Поэтому, перед тем как увольнять хейтеров за токсичность, нужно убедиться, что дело в них, а не в компании.

Но что делать, если вы просто делаете какой-то проект и не можете повлиять на обстановку в компании?

Нужно заручиться поддержкой хейторов. Заранее и лично рассказать о задаче, которую собираетесь делать и просто попросить совета — как у эксперта. Приобщение к задаче в таком статусе мешает проявлению несправедливой критики.

 Нет комментариев    6   5 мес  

Счастливый рабочий день

Вокруг струятся разговоры про личную продуктивность: как планировать дела, чтобы все успевать, как делать только важное, как больше зарабатывать. Кажется, это не такие уж неразрешимые задачи (особенно когда вокруг столько советiков). Но вот что действительно сложно — это оставаться счастливым во время работы и не испытывать от нее тревожность.

Как бороться с тревожностью, кажется, в целом понятно: достаточно хорошего сна и нормального планирования дел. Но как сделать счастливым свой рабочий день? Я думаю, что один из способов — это сделать его разнообразным. Чуть-чуть прикольных задач, чуть-чуть рутинных, общение, какая-то активность, хороший обед, медитация, чтение. Ещё хороший приём — смена локации, поработать в другой части офиса, в кафе, в парке. Можно съездить помыть машину и поработать в зале ожидания, пока ее моют.

Для планирования я использую Things, в котором есть возможность привязать к задаче две даты — дедлайн и день, когда я планирую ей заняться. Таким образом, я ориентируюсь не на день, когда задача должна быть сделана, а на день, когда она должна влиться в мое настроение.

 Нет комментариев    10   6 мес