Позднее Ctrl + ↑

Создание электронной музыки и дизайн интерфейсов имеют схожий процесс

Сначала создаются базовые элементы, некоторые из которых затем объединяются в группы. Дальше из этого конструируется интерфейс или музыкальный трек. Базовые элементы в интерфейсе — это кнопки, инпуты, чекбоксы, текстовые стили; а в музыке — отдельные звуки. Группы в интерфейсе — это формы, карточки, списки, навигация; а в музыке — семплы.

Следующий слой — это настроение, эмоциональная окраска, брендинг. В интерфейсе он задается визуальной стилистикой, текстовыми формулировками и обратной связью (реакцией интерфейса на действия пользователя). В музыке — тональностью и мелодией.

Еще есть разные акцидентные приемы: странные звуки, непривычное использование инструментов, смешивание стилей. В дизайне — это тоже разного вида странности.

 59   5 мес  

Как я не стал электронным музыкантом

Примерно в 17 лет, когда всем был 2000 год, я разместил на бесплатном хостинге Народ.ру свой первый сайт. Фотошоп был 5.5, хтмл-редактор был Фронтпейдж. Я писал электронную музыку и хотел её как-то издать, сайт должен был мне помочь.

В то время люди создавали себе сайты просто так. Из-за отсутствия соцсетей, формат персональных страничек с единственной надписью: «Привет! Это мой сайт», фоткой и адресом эл. почты был очень популярен. Я разместил у себя новости, фотографии, собственные треки в мп3 и гостевую книгу — такой специальный раздел с комментариями. Прикольно, что этот сайт до сих пор живет по своему изначальному адресу.

Параллельно я рисовал некоторые афиши для иркутских ночных клубов «Пятый угол» и «Объект 01» — кажется, рублей по 200 за штуку + бесплатный проход и какие-то плюшки в баре.

После того, как я сделал еще несколько сайтов — себе и друзьям, ко мне пришли заказчики и фактически определили мое будущее за меня.


DJ Key (Ilya Narinsky) — Key To Your Mind (1999)

DJ Key (Ilya Narinsky) — Let’s Come Together (2002)

 82   5 мес  

Миелинизация

Про миелинизацию нервных волокон, уверен, знает каждая моя читательница. Но сейчас я расскажу, как понимание этого процесса помогло мне избавиться от беспокойства при решении сложных задач.

Сложная задача — это всего лишь та, которую нельзя сделать привычным способом. Когда я пытаюсь разобраться, как использовать svg в качестве маски, чтобы встроить в нее видео; или придумываю, как разместить на небольшом макете нового формата кучу разной информации — я обретаю новые навыки, для которых мозг создает новые нейронные связи.

Это вызывает сопротивление, потому что энергозатратно. Но главное, после создания нейронных связей должен пройти процесс их миелинизации — формирования укрепляющих миелиновых оболочек, которые увеличивают скорость и силу нервных импульсов. Без них нервные волокна имеют слабую изоляцию, допускающую потерю импульса.

Короче говоря, пока связи не намиелинизовались, работа над задачей идет тяжело. В этот момент как раз возникает беспокойство за результат и рефлексия по поводу собственных умений. Нужно помнить, что как только связи намиелинизуются, работа пойдёт легко. А для усиления этого процесса нужно лишь пытаться продолжать делать задачу.

Сигналы снова и снова бегут по новому пути. Связи милиенизируются. Решение задачи мутится.

 100   5 мес  

Рил фул стек

Что лучше: быть узким специалистом, глубоко погруженным в одну тему или широким, но с простыми среднерыночными умениями? Вот десять лет назад — точно узким. По крайней мере в дизайне — специалисты, сфокусированные на чем-то одном ценились больше и спрос на них был выше.

А сейчас, если вы хотите сделать карьеру — быть погруженным в одну тему недостаточно. И знать поверхностно несколько — тоже недостаточно. Необходимо хорошо разбираться в нескольких смежных темах, а также уметь быстро изучать что-то новое. Такая реальность.

UPD: что значит «сделать карьеру»?

В моем понимании, карьера — это не только путь из А в Б (например, из джуниор-менеджера в директора по продукту), а процесс достижения каких-то результатов в любимом деле. Процесс усложнения себя и решаемых задач. И это не обязательно про деньги, власть или статус.

 34   6 мес  

Кто такой продуктовый дизайнер?

Есть сервисы и компании, с которыми люди взаимодействует через интерфейсы — через сайты, приложения или, например, через автоматы. Всё это — цифровые продукты. Их создают менеджеры, дизайнеры и разработчики — это три основные роли, которые присутствуют всегда. Даже если продуктом занимается один человек, он просто совмещает эти роли в себе.

Если говорить про дизайнеров, то они бывают разные: дизайнеры интерфейсов (UI, прости, господи, UX), графические, моушн, иллюстраторы и т. д. — это можно назвать специализациями. А вот «продуктовость» у продуктового дизайнера назвать специализацией нельзя. Это не прикладное умение, а скорее методология, подход, система принципов и способов организации работы.

В чем она заключается? В подходе к задачам и в степени погружения в свой продукт, а также в рынок, на котором он обитает. Погружение в продукт — это в меньшей степени про дизайн-систему, а в большей — про аудиторию и кейсы использования. Про понимание, почему что-то в продукте устроено так, а что-то — иначе.

Еще многие дизайнеры до сих пор ориентируются на счастье пользователя, как на основную метрику. А прибыль и счастье бизнеса для них — неизбежная необходимость, которая нужна максимум для оплаты офиса и зарплат. Продуктовый дизайнер одинаково любит пользователей и бизнес, понимает, что это взаимозависящие части одной экосистемы.

Должен любить и понимать, по крайней мере.

 46   6 мес  

Автоматическая оценка

Есть один прикольный навык, который имеет смысл себе приобрести: не оценивать поступающую информацию бинарно. Как минимум — не делать это на автомате, как максимум — вообще.

Дело в том, что эти действия — часть базовой функциональности лимбической системы. Она оценивает события на основе предыдущего опыта. Берет два-три случайных триггера и ищет похожие в прошлом. Если находит позитивные — считает новое событие позитивным, находит негативные — считает негативным. Это очень примитивный способ для современного, сложного и разнообразного мира, в котором события могут казаться похожими, но по факту иметь принципиально разные причины и последствия. Доверять этой системе — значит принимать решения на основе каких-то случайных данных. Друзья в подъезде сказали, что это не кул для современного меня.

Как быть, что делать?

  1. Помнить, что любая быстрая оценка — случайная. На первое время можно вообще принять, что она по умолчанию неверная.
  2. Чекать эмоцию — если она есть, значит сработал автоматизм. Лимбическая система оперирует эмоциями.
 27   6 мес  

Люди тыкают, туда где тыкается просто так

В предыдущем посте я написал про конверсию 70% из нажатия на «показать телефон» в реальный звонок. Мы её когда-то как-то посчитали, результаты нам показались правдоподобными и мы не возвращались к этому вопросу несколько лет, потому что не используем эту метрику в расчётах. И вот сейчас подъехали результаты нового теста, которые показали, что конверсия эта на самом деле около 35% — в два раза ниже.

Что это значит и что делать?

Люди просто так тыкают туда, где тыкается. Лучше не использовать клик, как метрику конверсии, а ориентироваться на отправленную форму или звонок.

 21   6 мес  

MVP

Расскажу, как мы на Зуне тестировали дизайн чата.

Зун.ру — сайт, где люди выбирают места и услуги. Средняя конверсия в звонок с карточки места — около 10%. На неё, естественно, влияет прикольность самого места и то, насколько оно подходит пользователю по гео и цене. У организаций с платным аккаунтом мы измеряем количество звонков с помощью коллтрекинга, а у остальных — считаем нажатия на «показать телефон» (конверсия из него в реальный звонок — около 70%).

В глубине нашей интроверсии возникло предположение, что некоторые пользователи хотели бы вместо звонка написать в чат. А возможно есть те, которые даже заинтересовавшись местом, не звонят в него — не любят звонить или смущаются из опенспейса узнавать про медицинскую процедуру.

Я поехал в Израиль, вернулся, потом поехал в Италию, вернулся, потом поехал в Ашан и купил там картридж для фильтра. Затем я изучил существующие сторонние решения с чатами и понял, что ни одно из них нам не подходит. В них вы, как компания, общаетесь с пользователями — своими клиентами. А нам нужно, чтобы одни пользователи Зуна (компании) общались с другими пользователями Зуна (их клиентами). Это точно предполагает собственную разработку.

Какое тут может быть MVP?

Мы запустили муляж чата. Часть аудитории при заходе на страницу салона красоты или медцентра видела всплывающее окно чата, в котором от имени компании ей предлагали консультацию. После того, как пользователь отправлял что-то в ответ, чат выдавал «ошибку соединения» и закрывался для него навсегда. А мы записывали эту сессию в логи. Полторы недели дизайна и разработки.

Что мы считали?

Закрытия окна чата — 39%

Взаимодействия с полем ввода — 8% 

Отправленные сообщения — 5%

Нажатия на «показать телефон» — 13%

Но больше всего были интересны те, кто отправил сообщение в чат, но не нажал на «показать телефон» (даже тогда, когда чат выдал «ошибку») — таких было 3%. На столько процентных пунктов может вырасти конверсия обращения в организацию с чатом.

 20   6 мес  

Люблю шутить, что я типа в данный момент вегетарианец

За обедом съел стейк, вечером, возможно, съем стейк, а вот прямо сейчас — вегетарианец. Смех в том, что какой же я вегетарианец, если ем мясо? Но ведь с формальной точки зрения — все корректно. Многие мои знакомые вегетарианцы когда-то ели мясо, а некоторые из них не исключают, что когда-нибудь опять будут есть.

 10   6 мес  

Почему одинаковые задачи занимают разное время

Возьмем две очень похожие задачи — одну я сделал какое-то время назад, а вторую мне предстоит сделать сейчас. Я хочу её оценить и логично обращаюсь к опыту решения первой задачи — сколько потратил времени, сил, какие были подводные камни. Получаю какую-то оценку, приступаю ко второй задаче и с удивлением не попадаю в эту оценку. Делаю или быстрее, или медленнее.

Как так?

Кажется, что у этих «одинаковых» задач есть какие-то особенности, влияние которых на время и силы для меня неочевидно. Например, в одной задаче недостает каких-то данных, получить которые я могу в некой немецкоязычной системе. Вроде все просто: пошел, гуглотранслейтнул, получил данные, как-то провалидировал — двадцать минут на все. Но поскольку работа с немецким — необычная для моего мозга, для нее будут создаваться новые нейронные связи, что энергозатратно. Мой мозг будет пытаться избежать этого, сваливаясь в прокрастинацию и переключаясь на что-то привычное. В этом месте уходят время и силы.

Почему эти особенности обычно игнорируются?

Я думаю, из-за сфокусированности на результате, к которому должна привести реализация задачи, а не на ресурсах, которые потребуются. Но для планирования ценность самой задачи, а также профиты от нее — вообще не важны, имеет значение лишь доступность необходимых ресурсов. Сфокусированность на результате благоприятствует игнорированию неявных особенностей задачи, которые влияют на время и силы.

Что можно сделать?

Учитывать в планировании, что любое необычное действие, каким бы простым оно не казалось, сталкивается с сопротивлением мозга и требует больше сил.

Можно делать табличку из двух столбцов: активы и дефициты, в которые записывать все, что у нас есть для реализации задачи и все, что может ей помешать. Чем детальней список — тем яснее картина для оценки.

 Нет комментариев    10   7 мес  

Важнейшие решения можно принимать, подбрасывая монетку

Решения нужно принимать — в этом, кажется, ни у кого сомнений нет. Все, что с нами происходит в жизни — это результат принятых решений. Но вот влияет ли количество потраченного в размышлениях времени на вероятность принять правильное решение?

Кажется, время снижает эту вероятность.

Чтобы принять правильное решение, нужно всего лишь сравнить варианты по ключевым показателям. А если показатели у вариантов слишком разные и не сравниваются, то нужно просто оценить их в баллах и выбрать вариант с более высокой средней оценкой. Это не требует много времени.

А вот с длительным обдумыванием есть проблема — можно привыкнуть к неприятному варианту, уговорить себя, что он нормальный. Даже недопустимый вариант спустя время может показаться не таким уж и недопустимым, несмотря на то, что новых вводных не появилось и ситуация не поменялась.

Бывает, конечно, что варианты совсем мутные и простым сравнением выбрать нельзя. Тогда можно придумать, как экспериментом проверить удачность одного из них.

Что делать, если оба варианта хороши, а выбрать надо один?

Я бросаю монетку. Но не для того, чтобы переложить ответственность на рандом, а чтобы понять, чего я действительно хочу. В момент, когда монетка говорит мне, какой вариант выбрать, я чекаю свою эмоцию, а это всегда или радость или сожаление.

 Нет комментариев    9   7 мес  

Ты

Вокруг нас полно рекламных и интерфейсных коммуникаций с обращением на «ты». Бренды активно тыкают с экрана взрослым незнакомым людям. Почему так делают даже те, чья основная аудитория — не дети?

В жизни мы общаемся на «ты» с людьми из близкого круга — с друзьями и знакомыми. Компании, копируя такую коммуникацию, очевидно, пытаются попасть в этот круг, чтобы установить более тесную связь с аудиторией. Возможно, они также считают, что этот прием делает их дружелюбнее.

Такая стратегия проигрышная.

Вокруг нас столько шума, что простым сообщением, призывом или обещанием, каким бы цепким оно ни было, сложно попасть в сердце пользователя. Необходимо, чтобы у него сперва случился успешный опыт взаимодействия с продуктом. Обращение на «ты» не добавляет ценности и не делает бренд ближе.

Обращение на «ты» точно нарушает личные границы, что может привести к раздражению и намеренному игнору. Это просто небезопасно.

Я не использую обращение на «ты» и тебе не советую.

 Нет комментариев    12   7 мес  

Не принимать решений

В посте про счастливый рабочий день я написал, что планирование мне помогает в борьбе с тревожностью. Планирование — это такая штука, с помощью которой обычно осуществляют задуманное. Еще планирование помогает заранее понять бюджет собственных сил и времени, а также просто освободить голову.

Я использую два инструмента: Things (такая тудушка) и эпловский календарь. В тудушке у меня карта задач по проектам с дедлайнами и примерным расписанием. В календаре — встречи, дела и ближайшие задачи.

Так вот. Раньше я добавлял в календарь все подряд, но добавление не означало, что задача обязательно будет выполнена. Каждый раз, когда я смотрел на список, я принимал решение, делать или не делать очередную задачу. И вот для того, чтобы задачи делались, я решил перестать принимать это решение. Когда подходит время какой-то задачи, я просто беру и делаю запланированное, даже если сейчас есть что-то более срочное или важное.

Поинт в том, что я уже принял осознанное решение в прошлом и нет никакой причины не доверять ему. Если я хочу отменить или перенести задачу, я стараюсь сделать это заранее — осознанно и без сиюминутных давящих факторов.

«Не принимать решений» — принцип, помогающий делать запланированное.

 Нет комментариев    8   7 мес  

Хейтеры на проекте

Что делать, когда результат твоей работы публично (хоть и во внутренних чатах) критикуют коллеги? Для начала — расслабиться, любая критика в тысячу раз полезней похвалы. Критика — это новая информация, новый контекст, а похвала — просто дешёвый дофамин. Критика от коллег еще и удобна, можно уточнить детали и попросить помощи.

Но есть люди, которые критикуют все подряд на постоянной основе — что-то заслужено, а что-то просто так. Это, конечно, не очень прикольно, но почему это происходит?

Критика — защитная реакция мозга, fight response на внешнюю опасность: угрозу для компании из-за плохого продукта или угрозу для себя в конкуренции с коллегами. Когда в компании не очень хорошая психологическая обстановка, люди реагируют на новое двумя способами — критикой (fight response) или игнором (flight response). Поэтому, перед тем как увольнять хейтеров за токсичность, нужно убедиться, что дело в них, а не в компании.

Но что делать, если вы просто делаете какой-то проект и не можете повлиять на обстановку в компании?

Нужно заручиться поддержкой хейторов. Заранее и лично рассказать о задаче, которую собираетесь делать и просто попросить совета — как у эксперта. Приобщение к задаче в таком статусе мешает проявлению несправедливой критики.

 Нет комментариев    9   8 мес  

Счастливый рабочий день

Вокруг струятся разговоры про личную продуктивность: как планировать дела, чтобы все успевать, как делать только важное, как больше зарабатывать. Кажется, это не такие уж неразрешимые задачи (особенно когда вокруг столько советiков). Но вот что действительно сложно — это оставаться счастливым во время работы и не испытывать от нее тревожность.

Как бороться с тревожностью, кажется, в целом понятно: достаточно хорошего сна и нормального планирования дел. Но как сделать счастливым свой рабочий день? Я думаю, что один из способов — это сделать его разнообразным. Чуть-чуть прикольных задач, чуть-чуть рутинных, общение, какая-то активность, хороший обед, медитация, чтение. Ещё хороший приём — смена локации, поработать в другой части офиса, в кафе, в парке. Можно съездить помыть машину и поработать в зале ожидания, пока ее моют.

Для планирования я использую Things, в котором есть возможность привязать к задаче две даты — дедлайн и день, когда я планирую ей заняться. Таким образом, я ориентируюсь не на день, когда задача должна быть сделана, а на день, когда она должна влиться в мое настроение.

 Нет комментариев    17   8 мес